Статья - Владимира "Svartalfar"
Пуганова
Не так легко сказать о чем повествует
нижеизложенный текст. Вобще-то в нем говориться
о такой насущей в наши дни проблеме, как медленное,
но верное умирание классических
металлических стилей, таких как death и black металл.
Нет, маленький мальчик в третьем ряду с чупой чупс
в руке, классический black metal это не Diabolical
Masquerade, Diabolical Masquerade - это sympho black.
Что же тогда классический black metal? Это, братишка,
Burzum и Mayhem.
Че это за "зузум"? Никогда не слышал?
Скверно, юноша, скверно и чему только
тебя в школе учат?
А ты чего руку тянешь, девочка с голубым бантом? Знаешь,
настоящий death metal? Ну? Как?
In Flames? Не права ты, девочка. Настоящий дэт - это
Obituary, "Каннибалы" и
Death. Что?
Тоже не слышала? Ох...
Если быть серьезным, то я решил затронуть не только
тему постепенного исчезновения групп, играющих "чистые"
стили, без всяких там приставок sympho/gothic/doom/ambient
и
т.д., но и еще проблему классифицирования стилей и
приписывание группам названия стилей, от которых,
порой они бывают далеки. Если с первой проблемой пока
не все так уж безнадежно (есть еще группы, играющие
в старых традициях), то со вторым твориться полная
неразбериха. Но давайте начнем, все-таки с первого
вопроса...
Шаря по интернету, то и дело в интервью с какими-нибудь
патриархами true black metal'а встречаешь такие фразы,
вроде "нас не интересует современный black, т.к.
это не black" или "современный black - это
позерство" и так далее. Не совсем понятно, к
чему эти слова, когда ты сам выпускаешь свой новый
альбом, который и рядом не лежал с тем, что ты делал
еще пять лет назад. Практически все true black команды
утрачивают свою былую ярость и злость. Послушайте
старые альбомы Darkthrone или Immortal и послушайте
их новые работы и вы поймете, что постепенно исчезает
та брутальность и всепожирающая ненависть. Яростный
дух брутального true black'а поддерживает всего несколько
команд, остающихся верными старым традициям стиля
остальные же, как слепые котята тычутся в разные жанры,
не зная куда податься.
Другой пример. Сравните албомы Paradise Lost "Icon"
1993 года и их же альбом
"Host" 1999 года. Лично я, после прослушивания
"Host" точно решил, что не куплю
следующий альбом этой группы.
Не стоит упрекать меня в пропаганде застоя или одобрении
однотипной штамповки.
Просто я считаю, что постепенная смена жанровой ориентации
ведет к отхождению
от изначального стиля грппы. Вот еще пример. У команды
Gehenna есть два
замечательных альбома: "First Spell" 1994
года и "2nd Spell - Seen through the Veils of
Darkness" 1995 года. Это довольно качественный
sympho black, фанатом которого я, допустим, являюсь.
Я покупаю их новый альбом "Malice" и, послушав
его, понимаю, что
музыка заметно изменилась. Через некоторое время выходит
новый альбом под названием "Admirion Black"
и что же? Я слышу уже не тот sympho black, что был
раньше, а жесткий black со слегка уловимым налетом
sympho. Что прикажите мне, верному поклоннику "чистого"
sympho black'а, делать? Правильно, только что купленный
компакт летит в мусорное ведро.
Я не противник экспериментов и новаторства, но нельзя
же так радикально менять
свой стиль. Представьте себе, что вы - фанат какой-нибудь
группы. Допустим,
она называется "Tormentor of young girls"
и играет в жесточайшем black/death
стиле, который вы, допустим, очень уважаете еще со
времен становления Cannibal Corpse и Death. И вот
вы покупаете один альбом, второй, третий и так далее.
Вы рады, потому как ребята любимой команды играют
в любимом вами стиле и делают это здорово (не факт,
что здорово, но, по крайней мере вам нравится). И
вот, покупаете вы новый альбом группы "Tormentor
of young girls" и с радостью несете его домой,
чтобы получить очередную дозу брутального black/death
заряда. Трясущимися от нетерпения руками вы вставляете
свежий компакт в дисковод и нажимаете кнопочку "play".
А из динамиков вместо бешеных барабанов и сумасшедшего
рева гитар, которые звучат жалко в сравнении с ревом
вокалиста начинает буквально струиться "ангельский"
голосок какой-нибудь дамочки, которая под акустическую
гитару и мрачные симфонии начинает вещать вам о горести
неразделенной любви. Каково? Вы начинаете подозревать
неладное, вроде того, что "лажа" или "мне
дали не тот диск". Но нет, на обложке все тот
же кровавый логотип "Tormentor of young girls".
Вы скорее лезите в интернет и с ужасом читаете свежее
интервью с любимой группой, в котором они заявляют,
что теперь будут играть только, к примеру, gothic
doom или вообще dark ambient, который, возможно, вы
на дух не переносите. Результатом этого является то,
что группа утрачивает часть своих старых фанатов и
медленно преобретает новых. Почему медленно? Да потому
что группа "Tormentor of young girls" славилась
тем, что играла злейший black/death и с чего
это мне, фанату группы, кпримеру, Katatonia и Anathema,
начинать вдруг слушать
"Tormentor of young girls"? Никто не сможет
сказать наверняка, когда я, любитель gothic doom,
узнаю, что некогда black/death группа "Tormentor
of young girls" теперь играет в милом моему сердцу
стиле? Через неделю, месяц или год? Ведь меня же не
будет интересовать свежая информация о группе, неинтересного
мне жанра, а тогда как я узнаю, что группа сменила
стиль? Далеко не у всех есть знакомы и друзья, увлекающиеся
экстремальной музыкой и потому бывает так, что некому
сообщить тебе последние новости с "фронта черной
музыки".
Конечно, подобное явление можно оправдать тем, что
"жанр изжил себя" и "нужно искать что-то
новое". Но, может быть, дело в том, что группы
постепенно исчерпывают свой музыкальный потенциал
и музы все реже и реже посещают их? Вот музыкантам
и приходится искать вдохновение в других стилях или,
что чаще, в смешивание всего со всем. К тому же, не
всем удается удачно "перестроиться" c одного
стиля на другой и в результате мы нередко получаем
бездарную халтуру.
Как же избежать подобной неприятной ситуации? Есть
два пути решения этого
вопроса. Первый (и наиболее предпочтительный в некоторых
случаях) это прекратить свою музыкальную деятельность,
а не издеваться над фанатами металла выпуском танцевальных
техно-ремиксов старых песен (см. Crematory). Второй
путь - создать так называемый сайд-прект. Разъясняю
подробнее. Допустим, я играю true black и в моих текстах
через строчку встречаются такие слова, как Сатана,
пентаграмма, убийство, кровь, смерть, тьма, Армагеддон
и т.д. И вдруг, ни с того ни с сего мне приспичило
написать кучу песен... о любви к...гм, ну, например,
какой-нибудь светловолосой деве в стиле ambient или
doom. Естественно, исполнять песни на подобные темы
под музыку true black я не могу (если, конечно, я
не потенциальный клиент "санатория" имени
Кащенко (песню Darkthrone "Natassja in Eternal
Sleep" будем считать исключением)). Что я делаю?
Я:
1. Пишу на синтезаторе или с оркестром саму музыку
(тут уж у кого какие таланты
и денежные способности). Не забываю и о гитарах и
ударных если это doom или забываю о них, если это
"чистый" ambient или darkwave.
2. Приглашаю какую-нибудь голосистую дамочку (или
целых две, три и т.д., это,
правда, зависит уже не столько от моего таланта, хотя
и от него тоже, сколько от моих денежных ресурсов).
3. Придумываю название своей "новой группы"
и альбома. Желательно что-нибудь
душещипательное, вроде Tearful memories ("Слезливые
воспоминания") или Forgotten love ("Вылетевшая
из головы любовь").
4. Нахожу (если нет) какую-нибудь мелкую и дешевую
студию, в которой можно с
грехом пополам записать плод моих трудов с более менее
пригодным для прослушивания качеством.
5. Нахожу художника, не обязательно знаменитого, умеющего
хотя бы немного рисовать. И объясняю ему (при этом,
желательно дав послушать мой труд), что на обложке
должна быть изображена, пардон, голая девушка (в лучших
традициях gothic и doom). Чтобы не иметь проблем с
цензурой и чтобы не превращать все в грязную порнуху,
предупреждаю художника, чтобы изображал девицу в "пристойных
позах" и чтобы самые "интересные" места
"засвечивались", например, букетами роз,
клочками одежды, скудным освещением и т.д. Можно обойтись
фотографией, но тут сложнее: не всякая мадам захочет
позировать
фотографу в обнаженном виде.
6. Приступаю к последнему и самому сложному: ищу идио...
простите, человека,
который на свой страх и риск возьмется за издание
моего "бессмертного творения".
Если же серьезно, то сайд-проекты - самый лучший способ
для музыкантов
попробовать свои силы в другом стиле. Правда, это
требует дополнительных расходов и труда, но зато снижается
шанс уменьшить число поклонников. Хорошим примером
здесь может послужить гитарист Katatonia Андрес "Blackheim"
Нюстрсм, который создал свою сайд-группу Diabolical
Masquerade, играющую качественный sympho black.
Другие товарищи из той же Katatonia успели "засветиться"
в своем сайд-пректе Bloodbath, который является death-metal'ом
старых традиций. Как видите, музыканты doom коллектива
Katatonia "всесторонне развиты" и могут
играть и death и sympho black, не превращая свою основную
группу в "скачки по стилям". Стоит взять
пример.
На мой взгляд, группы, смешивающие в своем творчестве
несколько жанров просто
предают то, что делали до этого (это мое личное мнение).
Так, например, не совсем ясно, почему некоторые группы
называют себя, скажем, мелодичным death'ом, хотя изначально
этому стилю была чужда всякая мало-мальская мелодия
(см. Cannibal Corpse). По-моему, словосочетание melodic
death имеет не больше смысла, чем словосочетание ползающий
самолет.
Многие любят оправдывать эксперименты групп словами
о том, что якобы музыка пришла к так называемому "кризису
жанра", что "жанр исчерпал себя" и
прочее в том же духе. Но, на самом деле, суть здесь
в том, что сами музыканты "исчерпали" себя
и музыка тут совсем не причем. Музыканты, которые
в силу каких-то причин уже не могут сыграть что-то
стоящее или которым надоело играть то, что они играют,
начинают "эксперементировать" с добавлением
того, что в данном стиле неуместно. Я не спорю, что
благодаря этому появилось множество великих групп,
основавших новые музыкальные стили, но не нужно называть
новоизобретенные стили названиями
старых, так как они УЖЕ НЕ ПОДХОДЯТ ПОД ЭТУ КЛАССИФИКАЦИЮ.
Почему? Да потому что, можно свихнуться, читая на
одном из сайтов такое вот определение стиля Blind
Guardian: melodic- fantasy-power-heavy-speed-ancient(а
это что такое?)-metal. Конечно, Blind Guardian имеет
вышеперечисленные элементы, но эту группу уже нельзя
отнести к какому-то конкретному стилю.
Конечно, нельзя не согласиться, что применение клавишных
или женских подпевок
существенно разнообразит музыку и делает ее более
интересной. Но только к чему тогда
сохранять громкие классификации вроде death/doom,
dark heavy metal и т.д.? Не лучше ли называть подобных
"гибридов", к примеру, собственными именами?
Я говорю это к тому, что музыкальный стиль, отходящий
от своих изначальных корней уже не является тем музыкальным
стилем. Говоря русским языком, death с применением
женских вокалов и синтезаторов (см. Dark Dranquility)
уже не может считаться НАСТОЯЩИМ death'ом, а является
плодом комбинирования "чего-то" с death
metal'ом. Если сравнивать альбом Dark Tranquility
"Projector" с работами основателей жанра
death metal группами Death и Canibal Corpse, то станет
ясно, что мы имеем дело уже не с "чистым"
death'ом, а явно с чем-то другим. Где это видано,
что бы в death'е был clean voice???!!! Попробуйте-ка
себе представить, скажем Obituary с голосом Баскова.
Каково?
Изложенное выше является моей личной точкой зрения
и не является навязыванием
или пропагандой. Да, я консерватор, что можно уяснить
из прочитаного и считаю что смешение хоть и является
хорошей вещью, но ведет к "вымиранию" старых
классических стилей. Позволю себе повториться и скажу,
что "вымирание" каких-то определенных стилей
не является естественной и само собой разумеющимся.
Не раз доводилось слышать, будто бы heavy metal умер
и не подлежит возрождению. Но как тогда объяснить
огромную популярность, скажем, Manowar? Скажите -
классика? Конечно, но
как объяснить популярность совсем молодой команды
Hammerfall, которая весьма
успешно начала играть heavy metal в конце 90-х и при
этом не использовала никаких скрипок и женских хоров?
Может, дело в талантливости музыкантов?
Еще приведу пример. Сейчас весьма популярен black
metal, но не столько своей "старой формы"
времен становления Darkthrone и Emperor, сколько всякие
там sympho, atmospheric и gothic. Да, среди новых
стилей достаточно выдающихся команд и откровенных
шедевров, но это уже не тот black так называемого
"второго легиона". Скажите, что "старый"
black metal однообразен и скушен? Но что вы ответите
на то, что такие монстры "старого блэка"
как Marduk или Dark Funeral с Immortal умудряются
хранить старые традиции своего стиля и играть превосходный
профессиональный КЛАССИЧЕСКИЙ black, при этом оставаясь
достаточно популярными (да простят они меня за это
слово)? Опять можно приписать их успех к тому, что
они - команды старые, элитные и т.д. А появись новая
группа, играющая true black, так ее и слушать никто
не будет? Скорее всего да, потому как играть не какой-нибудь,
а КАЧЕСТВЕННЫЙ И КЛАССИЧЕСКИЙ true black это вам не
хухры мухры. Тут талант иметь надо.
Напоследок скажу, чтобы развеять все сомнения, которые
могут появиться после прочтения этого opus magnum,
что я не являюсь противником металла вообще и какого-то
конкретного стиля тяжелой музыки в частности. Doom
metal и true black являются моими наиболее любимыми
стилями (особенно последний). Просто мне неприятно
осознавать, что в моем любимом музыкальном стиле редко
появляется что-то действительно стоящее и дело тут,
поверьте, не в том, что я зажрался... А еще я не люблю,
когда вещи называют не своими именами, а Dark Tranquility
death metal'ом :-)
Статья взята с сайта http://deadgod.narod.ru